Классификация аэробики

На главную страницу     Назад    Дальше

КЛАССИФИКАЦИЯ АЭРОБИКИ

РЕФЕРАТ

ПГПУ, 2008 год

.

ПЛАН

Введение

Оздоровительная аэробика

Прикладная аэробика

Спортивная аэробика

Заключение

Список использованной литературы

   

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия в мире получила огромную популярность аэробика. Внешне она представляет собой комплекс общеразвивающих и танцевальных ритмических движений, выполняемых под музыку, различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью, но достаточно длительное время.[1] Однако главное в аэробике, разумеется, не внешний эффект. Высокая двигательная активность человека служит интенсификации биохимических и энергетических процессов под воздействием повышенного содержания кислорода, проникающего в кровь и через сердечно-сосудистую систему в мышечные ткани, что несет оздоровительный эффект, подготавливает мышцы к высоким физическим нагрузкам, снимает усталость и возвращает человеку хорошее настроение.

Термин «аэробика» в современном значении этого слова был предложен в США врачом Кеннет Купером, когда он принимал участие в подготовке к полетам летчиков военно-воздушных сил, у которых возникают проблемы в связи с резкими перепадами барометрического давления.[2]

В 1968 году была издана книга «Аэробика», в которой содержались рекомендации для широкого круга читателей, основанные на различных видах двигательной активности, имеющих оздоровительную направленность. Рекомендации Купера включали в себя  различные виды естественных движенеий: ходьба, бег, плавание, катание на лыжах и коньках, велосипеде и т.д. Исследователь доказал, что гимнастические упражнения, дополненные ходьбой и бегом, особенно полезны, так как обогащают организм кислородом. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и таким образом совершенствует аэробные механизмы обменных процессов.

В 1970-е годы внимание общественности привлекли «аэробные танцы», предложенные Джеки Соренсен.

История развития аэробики детально представлена в труде Т.А. Кудры, которая формирует представление об аэробике как составляющей части здорового образа жизни, физической культуры и фитнеса в историческом разрезе, устанавливает взаимосвязь таких понятий, как «физическая форма», «фитнес» и «аэробика». Таким образом, Т.А. Кудра рассматривает аэробику как часть фитнес-программ.

С термином «аэробика» много путаницы, пишет она. Если группа девушек занимается под музыку, то это не всегда аэробика, и аэробика – это не только группа девушек, занимающихся под музыку. Аэробика – это «аэробные танцы, занятия на аэробных тренажерах, круговые аэробные тренировки, другие виды физических нагрузок, объединенные аэробным режимом тренировки. В узком понятии аэробика – это аэроб-танца, имеющий свою хореографию, принципы построения и свой стиль».[3]

Прежде чем принять решение о занятиях аэробикой, необходимо оценить состояние своих физических возможностей. Причем аэробная нагрузка должна увеличиваться постепенно, чрезмерные нагрузки противопоказаны.[4]

Термин «аэробный» не нов. В переводе с греческого, аеr – это «воздух», bios – «жизнь». Данный термин часто можно встретить на страницах научных изданий по физиологии человека, животных и растений. Он связан с изучением химических и энергетических процессов, которые обеспечивают работу мышц. Известно, что при возбуждении мышц в них интенсифицируется обмен веществ в виде сложной системы химических реакций. Сложные молекулы расщепляются на более простые, при этом происходит восстановление (синтез) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. Доказано, что при аэробных процессах вырабатывается большое количество энергии, причем основными продуктами распада являются углекислый газ и вода, которые выводятся из организма через дыхание и выделения пота.

Иными словами, в результате двигательной активности стимулируется повышенное потребление кислорода во время занятий аэробикой и выводятся из организма угнетающие его продукты распада.

В широком смысле к аэробике могут относиться даже ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах и велосипеде. Тем не менее однообразие циклических движений в течение многих минут, а то и целого часа утомляют психологически. И здесь на помощь приходит ритмическая музыка. О ее чудодейственных свойствах возбуждать человека, снимать усталость, воодушевлять, обеспечивать душевный подъем знали уже в античном мире. Поэтому выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение.

В зависимости от содержания программы аэробики она может быть представлена в виде упражнений без предметов и приспособлений, с высокой или низкой интенсивностью. А также с использованием предметов и приспособлений, с гантелями, амортизаторами и другими снарядами, рассчитанными на те или иные группы мышц. Это могут быть упражнения для беременных или для людей, страдающих теми или иными заболеваниями, для детей и профессиональных спортсменов.

В связи с широким многообразием субъектов, занимающихся аэробикой, форм циклических движений и широкой спецификой применения специальных средств возникают трудности с классификацией. Большинство ученых отказалось от классификации аэробики, основанной на внимании к чисто внешним компонентам упражнений, и взята за основу концепция, характеризующая направления и цели упражнений. То есть, для чего человек занимается аэробикой, какую ставит перед собой цель.

В результате появилась теперь принятая повсюду классификация, состоящая из трех видов:

1) оздоровительная аэробика;

2) прикладная аэробика;

3) спортивная аэробика.

Такая классификация принята большинством отечественных и зарубежных специалистов как наиболее полно отражающая специфику различных направлений аэробики. Каждое из них в свою очередь имеет свои разновидности.

 


ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА

 

Само название здесь подсказывает смысл и цели занятия оздоровительной аэробикой – для улучшения самочувствия и здоровья человека. Она представляет собой одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Существует классификация оздоровительной аэробики, учитывающая возраст и уровень подготовки:

для дошкольников, школьников, юношеского возраста, молодежного, среднего и старшего возрастов;

по полу: для женщин и мужчин, а также для женщин, ожидающих рождения ребенка;

по уровню подготовки: начинающие, 2-й, 3-й год обучения и т.д.

Е.С. Крючек выделяет такие разновидности оздоровительной аэробики:[5]

аэробика высокой интенсивности (Hign impact) – занятие с активным использованием прыжков и бега. Рекомендуется лицам с высоким уровнем подготовленности;

аэробика низкой интенсивности (Low impact) – занятие с преимущественным использованием ходьбы, движений с полуприседами и выпадами;

фанк-аэробика (Funk) – для этого вида занятий характеран особая техника движений (пружинящая ходьба) и более свободная пластика рук, акцентируется танцевальность и эмоциональность движений;

сити, или стрит-джем (Sity (street)-jam) – в занятия включаются сложные хореографические соединения танцевального характера. По мере изучения они объединяются в композиции по типу вольных упражнений;

степ-аэробика (Step-up) – выполняются упражнения на специальной платформе с регулируемой высотой подъема;

слайд-аэробика (Slide) – упражнения  выполняются на специальной дорожке, позволяющей имитировать скольжение конькобежца;

фитбол (резистбол) (Fitbol) – занятия с использованием большого специального мяча, на котором выполняются упражнения сидя и лежа;

аэробоксинг, тае-бо (aeroboxing-tae-bo) – разновидности занятий аэробикой с элементами бокса и его восточных разновидностей;

гидроаэробика (aqua-aerobics) – занятия, проводимые в воду (бассейне) разной глубины;

фитнес, силовая аэробика (Fitness, Workout) – занятие, в котором для разогревания используются танцевальные аэробные упражнения. В основной части урока выполняются упражнения силовой направленности (с гантелями, бодибарами, на тренажерах). Комбинация различных типов упражнений проводится как «круговая тренировка».

По содержанию программ оздоровительная аэробика подразделяется на три разновидности:

1) программы без предметов и приспособлений (высокой и низкой интенсивности, для беременных, фанк, сити-джем, гидроаэробика);

2) программы с использованием предметов и приспособлений (с утяжелителями, гантелями, амортизаторами, степ, слайд, фитбол и др.);

3) программы смешанного типа (аэробоксинг, каратэбика, його-аэробика, фитнес, силовая аэробика).

Такое разнообразие создает проблемы в дозировании физических нагрузок, так как все вышеперечисленные виды существенно отличаются друг от друга по многим показателям и прежде всего по величине тренировочного воздействия, которое они оказываю на организм занимающегося.[6]

Характерным признаком оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардиореспираторной системы. Показателем тренированности данной системы является максимальное потребление кислорода. Положительный эффект оказывает только оптимальная физическая нагрузка, достигаемая в процессе аэробных тренировок. Она должна быть такой, чтобы определенное количество времени тренировки частота сердечных сокращений (ЧСС) находилась в так называемой «целевой зоне пульса»: это 60-90% от максимальной ЧСС. Нагрузки умеренной интенсивности для большинства людей с невысоким уровнем физической подготовки соответствуют быстрой ходьбе.[7]

Другие спортивные врачи рекомендуют интенсивность оздоровительных упражнений, обеспечивающих 65-80% частоты пульса от максимальной ЧСС.

Каждый занимающийся должен научиться определять пульс сначала в состоянии покоя. Кроме того, знать максимальную частоту сердечных сокращений. Для двадцатилетней девушки это 200 ударов в минуту. Значит, оптимальный пульс составит 140-160 ударов в минуту. И его следует поддерживать непрерывно, по крайней мере, 20 минут занятий. Если заниматься с такой интенсивностью четыре раза в неделю, то довольно быстро ощущается тренировочный эффект: улучшается подготовленность, укрепляется сердце. Хороший способ проверки «тест разговором». Если во время занятий ты можешь продолжать разговор, значит, интенсивность допустимая. Если ощущаешь сбои в дыхании и с трудом способна поддержать разговор, значит, нагрузка выше допустимой.

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности.


ПРИКЛАДНАЯ АЭРОБИКА

В сфере производственной и профессионально-служебной деятельности сформировался вид непосредственно прикладной по отношению к трудовой деятельности. Данный вид физической культуры тоже создает оздоровительный эффект, но в определенной мере лимитирован особенностями непосредственной подготовки и участию в избранной трудовой деятельности.

Данный вид аэробики получил распространение во многих сферах человеческой деятельности. Еще в 1980-е годы в Советском Союзе прикладная аэробика использовалась для улучшения производственных показателей чабанов в Казахстане, которым много приходится передвигаться верхом на лошадях, а женщинам вручную доить коров, верблюдов и других животных.[8]

Крупной теоретической проблемой прикладная аэробика продолжает оставаться в авиа-космической медицине.

На крупных производствах с длинным конвейерным циклом новых работников готовят к выполнению определенных операций заранее, используя специальные аэробные упражнения, способствующие развитию быстроты и точности работы рук, пальцев, а также органов зрения, реакцию, выносливость, психологическую устойчивость и т.д.

Прикладная аэробика используется в качестве дополнительного средства подготовки спортсменов (например, аэробоксинг), в производственной гимнастике, лечебной физкультуре (кардиофанк), в различных рекреационных мероприятиях типа шоу-программ, групп поддержки спортсменов, черлидинга и т.п.

Основы прикладной аэробики заимствованы из системы оздоровительных занятий.

Виды аэробики данного направления пока не нашли достаточного научного обоснования, однако представляют интерес для специалистов.[9]

В спорте занятия прикладной аэробикой могут использоваться спортсменами разных видов спорта для разминки, общей и специальной физической подготовки, для эмоциональной разрядки.

Данное направление аэробики актуально для реабилитации, то есть занятий с лицами, имеющими постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья, может иметь лечебную, профилактическую и спортивную направленность (спорт инвалидов).

Не менее важным является и широкое использование видов аэробики, направленных на широкое вовлечение всех слоев населения в активный отдых, сопровождающийся развлечением с физическими нагрузками

Неизменным успехом у молодежи пользуются бокс-аэробика, каратэ-аэробика и другие, имитирующие единоборства. Они хорошо развивают быстроту реакции, координацию движений, выносливость. И вместе с тем снижают агрессивность (так как человек «сжигает» эмоции вместе с адреналином), что полезно (но, к сожалению, редко практикуется на трибунах наших стадионов), например, среди болельщиков во время жарких спортивных схваток и в перерывах между таймами. Видимо, такие виды аэробики следует вводить организованно, с участием профессиональных спортивных врачей.

 

СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА

Она возникла на основе оздоровительной аэробики и имеет с ней одинаковую технику базовых движений. Спортивная аэробика – это вид спорта, официально признанный в 1995 году, когда была избрана Международная федерация аэробики. В 2006 году в Сан-Диего (США) проведен первый чемпионат мира по спортивной аэробики.

В этом виде спорта спортсмены выполняют непрерывный и высокоинтенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп. Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики «базовые» аэробные шаги и их разновидности.

Спортивную аэробику относят к «сложнокоординированному, ациклическому виду спорта с атлетической направленностью, соревновательная программа которого сочетает высокоинтенсивные движения под музыкальное сопровождение, акробатические упражнения и упражнения на силу и гибкость».[10]

Это чрезвычайно сложный, почти экстремальный  вид спорта, по затратам физических сил его сравнивают с бегом на 800 метров, который является примером экстремальной физической деятельности в зоне смешанного (аэробно-анаэробного) энергетического обеспечения. Выполнение упражнений вызывает глубокие функциональные сдвиги в организме спортсмена и сопровождается аритмичным дыханием.[11]

Несмотря на пока что невысокую популярность, спортивная аэробика с каждым годом привлекает все большее число в ряды своих поклонников. Организует работу в этом направлении Всероссийская федерация спортивной и оздоровительной аэробики.

Существует несколько вариантов правил соревнований по спортивной аэробике, имеющих как общие положения, так и различия. Федерация аэробики России развивает два направления: по версии ФИЖ и ФИСАФ.[12]

По версии ФИЖ соревнования проходят по пяти программам: индивидуальное выступление мужчин и женщин, выступление смешанных пар, троек и групп (6 спортсменов). Для определения победителей суммируются оценки, выставленные за артистизм, исполнение и сложность упражнения.

По версии ФИСАФ спортсмены могут выступать в четырех видах программы (соло мужчины, соло женщины, смешанные пары, тройки). В программу включаются два типа обязательных упражнений: «Махи», «Упражнения на силу мышц брюшного пресса», «Прыжки в стойку ноги врозь и затем ноги вместе». Каждое упражнение должно быть повторено четыре раза подряд и полностью соответствовать заданной модели. Второй тип обязательных упражнений – это элементы, выбираемые спортсменами из предложенного организаторами соревнований перечня. Судьи оценивают в баллах артистичность и исполнительское мастерство спортсменов.[13]

Таким образом, аэробика как вид спорта является составной частью физической культуры. В ней используются специфические средства и методы спортивной тренировки, а также система подготовки к соревновательной деятельности.

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что аэробика относится к таким видам физической нагрузки, которые требуют наличия в организме значительных запасов кислорода в течение продолжительного времени. В результате увеличения потребления кислорода происходят благоприятные изменения в легких и сердечно-сосудистой системе.  Регулярные  занятия  аэробикой позволяют повышать способность организма пропускать воздух через  легкие, увеличивать общий  кровоток и тем самым «транспортировку» кислорода к мышечному механизму.

В настоящее время массовой гиподинамии и дороговизны качественных снарядов для регулярных занятий спортом это особенно актуально. Двигательная активность, достигаемая при помощи занятий аэробикой, достаточно надежное и доступное средство для нормального   функционирования организма, укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

Самостоятельные направления аэробики, такие как оздоровительная, прикладная и спортивная, обусловлены специфическими целями и задачами, решаемыми в различных видах современной танцевальной аэробики.

Все более широкое распространение аэробика приобретает в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях России. Об интересе к аэробике свидетельствует тот факт, что почти в каждом номере журнала «Физическая культура в школе» на протяжение ряда лет публикуются статьи и письма педагогов об опыте использования того или иного вида оздоровительной аэробики. Особую популярность, судя по публикациям этого журнала, завоевывает степ-аэробика.[14]

  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТАРЫ

Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с англ. М., 1987.

Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. Под ред. Мякинченко Е.Б. и Шестакова М.П. М., 2002.

Демкин В.В. Питание, физическая активность и ожирение человека. Каменка, 2005.

Зубова О.И. Лечебные свойства физической культуры. М., 1990.

Ильинич В.И., Локтионова З.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка животноводов Казахзстана. Алма-Ата, 1982.

Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой. // «Теория и практика физической культуры». 2007, №8, с.69-70.

Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методы проведения оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие. М., 2001.

Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни. Владивосток, 2001.

Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. В 2-х томах. Том 1. Теория и методика. М., 2002.

Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей. Ростов-на-Дону, 2002.

«Физическая культура в школе», 2006, №3; 2007, №7.

Филиппова Ю.С., Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Морфо-функциональные и психофизиологические особенности спортсменок 19-22 лет, занимающихся спортивной аэробикой. // «Теория и практика физической культуры», 2006, №1, с.15-22.

Шипилина И.А. Аэробика. М., 2004.

 

Ссылки на источники


[1] Шипилина И.А. Аэробика. М., 2004, с.5.

[2] Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с англ. М., 1987, с.7.

[3] Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни. Владивосток, 2001, с.11.

[4] Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с. 25.

[5] Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с. 5-7.

[6] Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой. // «Теория и практика физической культуры». 2007, №8, с.69.

[7] Демкин В.В. Питание, физическая активность и ожирение человека. – Каменка, 2005, с.151.

[8] Ильинич В.И., Локтионова З.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка животноводов Казахстана. Алма-Ата, 1982, с.3-36.

[9] Крючек Е.С. Аэробика.Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с.10.

[10] Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с. 25.

[11] Филиппова Ю.С., Рубанович В.Б., Айзман Р.И. Морфо-функциональные и психофизиологические особенности спортсменок 19-22 лет, занимающихся спортивной аэробикой. // «Теория и практика физической культуры», 2006, №1, с.18.

[12] Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с. 8-9.

[13] Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с. 9.

[14] Полунина Т.И. Степ-аэробика и ее составляющие. // «Физическая культура в школе», 2006, №3, с.37-39; Прокофьева Т.Б., Прокофьев А.И. Степ-джоггинг – сочетание приятного с полезным.// Там же, 2007, №7, с.75-76.

На главную страницу     Назад    Дальше

Hosted by uCoz