Оздоровительный бег

На главную страницу     Дальше

 

Оздоровительные бег, ходьба и прыжковые упражнения

при хроническом тонзиллите

Реферат

ПГПУ, 2005 год

 П Л А Н  

1.       Актуальность темы реферата

2.       Хронический тонзиллит как опасный вид инфекционного заболевания. Специфика хронического тонзиллита в студенческом возрасте и его лечение

3.       Оздоровительные бег, ходьба и прыжковые упражнения. Их значение для профилактики хронического тонзиллита. Организационные основы и методика занятий

4.       Самоконтроль студента, страдающего хроническим тонзиллитом в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

5.       Формы самостоятельных занятий физической культурой и спортом при хроническом тонзиллите. Дневник самоконтроля студента

6.       Резюме

 I.

Физическая культура и спорт составляют важную часть жизни человечества. Она представляет собой часть общей культуры общества и направлена на укрепление здоровья, всестороннее развитие физических способностей человека, достижение высоких спортивных результатов.[1] Важная роль отводится физической культуре в Российской Федерации, повседневной жизни россиян. В 1999 году принят Федеральный Закон, регламентирующий взаимоотношения государственных, общественных институтов и гражданина в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации.[2] В январе 2002 года вопросы развития физической культуры и спорта рассматривались на заседании Госсовета РФ. Результатом их рассмотрения стало принятие «Концепции развития физической культуры и спорта на период до 2005 года», одобрение подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации на 2002–2005 гг.» как составной части федеральной целевой программы «Молодежь России (2002–2005)».[3] Большое место на страницах этих документов отводится совершенствованию процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.

Все это – свидетельство заботы государства о здоровье граждан. Физически развитый человек имеет больше шансов принести пользу обществу, обеспечить свое будущее и будущее своих детей. Он создает вокруг себя ауру жизнерадостности и оптимизма. Не зря говорили в античные времена: «Mens sana in corporе sanо» – здоровый дух в здоровом теле.

Однако далеко не все люди способны наслаждаться крепостью своих мышц, быстротой движений, остротой ощущений в результате одержанных спортивных побед. В связи с ухудшением экологической обстановки, нездорового образа жизни, проявлений двигательной недостаточности и ряда других факторов все больше людей страдают хроническими заболеваниями. Среди них одно из первых мест занимает хронический тонзиллит – воспаление нёбных миндалин. Особая его опасность в том, что данный недуг приводит к заболеваниям суставов, сердца, почек и других органов.

Учитывая широкую распространенность хронического тонзиллита, опасность, которую таят в себе осложнения, отечественная и зарубежная медицина предпринимают значительные усилия по обеспечению его профилактики. В числе предлагаемых мер особое место занимает устранение факторов, ослабляющих защитные свойства организма. Речь идет прежде всего об общественной профилактике – борьбе с высокой загазованностью и запыленностью воздуха. Общественная профилактика является проблемой гигиенической и направлена на борьбу с микробной и иной засоренностью окружающей среды, включая мероприятия по оздоровлению труда, быта и учебного процесса.

В плане индивидуальной профилактики риск обострения хронического тонзиллита снижается в результате закаливания организма и занятий лечебной физкультурой. Одной из форм индивидуальной профилактики хронического тонзиллита является оздоровительный бег. Это простой и доступный в техническом отношении вид циклических упражнений. Многочисленными исследованиями доказано, что его влияние на человеческий организм чрезвычайно велико. Однако в сочетании с хроническим тонзиллитом оздоровительный бег имеет определенную специфику и таит опасности для здоровья. Поэтому должен проходить под строгим врачебным контролем.

Теме специфики оздоровительного бега при хроническом тонзиллите и предлагается посвятить настоящий реферат.

II.

Прежде всего необходимо рассмотреть вопрос, что представляет собой хронический тонзиллит с точки зрения физиологии и медицины. Из научной литературы следует, что хронический тонзиллит – это воспалительное заболевание миндалин. Они расположены на боковых стенках ротоглотки, на «перекрестке» респираторного и пищеварительного трактов. На каждой миндалине насчитывается до 20-ти углублений (лакун), в которые открываются щелевидные мешки (крипты), погруженные в глубину миндалины и разветвляющиеся в ней. Нёбные миндалины соединены мощной лимфосистемой как с наружной сонной артерией, так и с веной. Поэтому кровеносное сообщение между гландами и важнейшими внутренними органами носит исключительно интенсивный характер. А от состояния миндалин зависит, какие вещества поступают в сердце, мозг и другие органы – создающие положительный эффект, либо кровоотток от гланд несет с собой различного рода болезнетворные микробы. Более того, доказано, что небные миндалины выполняют кроветворные функции.[4]

 

Миндалины активно участвуют в формировании местного и общего иммунитета, в чем и заключается их защитная функция. Располагаясь на «перекрестке» дыхательного и пищеварительного трактов, здоровые гланды являются своеобразными «воротами» на пути поступления в организм антигенов вместе с воздухом и пищей. Их анатомическая особенность (извилистый характер крипт) в результате контакта с поступающими извне раздражителями способствует выработке биологически активных веществ, которые секретируются в просвет глотки и разносятся гематогенно и лимфогенно по всему организму. Все это и определяет иммунологический эффект работы миндалин. Основным причинным фактором (этиологией) развития хронического тонзиллита являются возбудители инфекции, в том числе бактерии, вирусы и грибы.[5]

 

Как правило, заболевание начинается незаметно, его симптомы напоминают острую респираторную вирусную инфекцию (ОРВИ), иногда оно маскируется воспалениями нёбной носоглотки, слизистой оболочки рта, пародонтозами (боль и жжение в тканях, окружающих зубы). Интоксикация миндалин влечет за собой интоксикацию важнейших внутренних органов больного. Начинается гематогенная и лимфогенная инфекционно-аллергическая атака на весь организм.

Особенностью хронического тонзиллита в студенческом возрасте является его запущенность, недолеченность, поскольку проявления заболевания имели место неоднократно, как правило, с детства. В наиболее сложных случаях глоточно-миндальное кольцо успело превратиться в постоянно действующий источник интоксикации организма, очаговую инфекцию. «Вымывание», удаление из миндалин этого постоянно действующего яда является важнейшей частью сохранения здоровья студента и успешного лечения сопряженных заболеваний.

В лечебной практике рекомендуется комплексное лечение – общее и местное, включая хирургическое вмешательство. Последнее, по мнению ряда исследователей, не приносит ощутимой пользы, так как вместо постоянного очага инфекции в миндалинах, появляется другой, в лёгких.

Местное лечение включает в себя промывание лакун миндалин и полоскание глотки ионным медно-серебряным раствором, специальными физиологическими растворами или использование антисептиков. Разумеется, все процедуры проводятся с соблюдением врачебных рекомендаций. Самостоятельно студент, страдающий хроническим тонзиллитом, может применять ежедневный туалет полости рта и глотки утром и вечером, используя теплые растворы ромашки, шалфея и других фитосборов, смазывать миндалины соком алоэ, смешанным с натуральным медом в пропорции 1:3. При болях в горле стоит в стакан теплой кипяченой воды всыпать по половине чайной ложки соды и соли и несколько капель йода и этим раствором прополоскать горло, и боль может пройти после одного дня  полоскания. Из средств народной медицины прекрасно действует полоскание рта из заваренных листьев эвкалипта. Их бактерицидное действие в три раза эффективнее, чем у пенициллина.[6]

Большое значение имеет диета. При хроническом тонзиллите очень полезны апельсиновый и гранатовый соки. Последний надо потихоньку пить через соломинку, чтобы кислота не повредила зубную эмаль. Хорошо регулярно употреблять клюквенный и брусничный морсы, а также какао с молоком и сахаром.[7]

Существует не один десяток методов лечения воспалительных процессов в миндалинах, подробно описанных в научной и популярной медицинской литературе. На них мы не будем останавливаться. Для темы нашего реферата наиболее актуально то, что, приступая к оздоровительному бегу, студенту необходимо во что бы то ни стало избавиться от болезненных ощущений в миндалинах и других сопутствующих симптомов. Любое обострение тонзиллита несовместимо с увеличением физических нагрузок на организм.

III.

Специалисты в области лечебной физкультуры сходятся во мнении, что оздоровительным бегом можно заниматься при соблюдении, как минимум, четырех условий: это экологически чистая среда (отсутствие запыленности, задымленности), постепенность привыкания к физическим нагрузкам, отсутствие резких колебаний температуры и влажности воздуха, учет индивидуальных особенностей организма. Цель бега – повышение защитных свойств организма к инфекционным воздействиям и неблагоприятным условиям внешней среды, прежде всего, к холоду.

К сожалению, в современной литературе мало уделяется места профилактике тонзиллитов в студенческом возрасте. В ряде учебных пособий, предназначенных для изучения в высших учебных заведениях, акцентируется внимание на опасностях тонзиллита и его профилактике в детском возрасте и ничего не говорится о старших возрастных группах. В лучшем случае авторы касаются проблем, связанных с острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ).[8]

В российских вузах в отношении студентов, подверженных хроническим заболеваниям, принято соблюдать медицинское правило «прежде всего не навреди». Усилился врачебный контроль, более строгой стала система допуска студентов к занятиям физической культурой и спортом, применяется дифференциальный подход при формировании групп занятий физической культурой. Перед началом учебного года студенты на основании медицинского заключения распределяются по трем группам: основной, подготовительной и специальной. В первую распределяются практически здоровые студенты при достаточном физическом развитии и физической подготовленности. Во вторую – лица без отклонений в состоянии здоровья, но с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовкой. Наконец, в специальную медицинскую группу включаются студенты с отклонениями в состоянии здоровья, требующие ограничения в физических нагрузках.[9]

Лица с хроническим тонзиллитами попадают, как правило, в эту третью группу. Студенты, включенные в нее, занимаются по особым программам с учетом форм заболеваний и характера отклонений в физическом развитии. Основная задача учебных занятий в специальной медицинской группе – ликвидация остаточных явлений после заболеваний, устранение функциональных отклонений и недостатков физического развития, приобретение необходимых профессионально-прикладных навыков. Все студенты специальной медицинской группы, занимающиеся в группе ЛФК, освобожденные от практических занятий, в конце каждого семестра дополнительно пишут тематические рефераты, связанные с их заболеваниями.[10]

 

Система реабилитации в специальной медицинской группе включает в себя занятия физкультурой на свежем воздухе, терренкур,* прогулки на лыжах и т.п.[11]

Дозированные по расстоянию, времени и углу подъема пешие восхождения (терренкур) легко доступны в месте расположения Пензенского государственного педагогического университета, обладающего уникальной «тропой здоровья». Врачи настороженно относятся к оздоровительному бегу пациентов, страдающих хроническим тонзиллитом, не рекомендуя спешить. Прежде чем начать заниматься оздоровительным бегом, считают они, надо укрепить физический потенциал организма с помощью ходьбы при постепенно увеличивающейся нагрузке.[12]

 

Занятия оздоровительным бегом противопоказаны во время обострения болезни и сразу после перенесенного острого хронического заболевания. Рекомендуются прогулки на свежем воздухе с постепенно увеличивающейся физической нагрузкой и интенсивным лечением миндалин. Ходьба, терренкур, меры по ликвидации очага инфекции послужат «пропуском» на беговую дистанцию. Однако это возможно только после снятия ЭКГ и консультации с лечащим врачом. Так как в числе абсолютных противопоказаний, то есть состояния, при котором бегать запрещено полностью, – «острые воспалительные заболевания любой локализации».[13]

 

Необходимым условием эффективного использования медленного бега при хронических респираторных заболеваниях является постепенность повышения нагрузки. Начинают бег обычно с одной, двух, трех минут в медленном темпе, исходя из самочувствия. В случае его ухудшения переходят на ходьбу. При хорошем самочувствии (когда движение приносит радость, а не утомление), снова переходят на бег трусцой. Физические упражнения подобного рода должны продолжаться в течение первого месяца 10–15 минут. При благоприятном эффекте на пятой неделе занятий возможно удлинение продолжительности бега. Темп бега в первые месяцы тренировок не должен превышать 1 км за 7 минут у мужчин и 8 мин./км у женщин. В дальнейшем возможно ускорение темпа бега 6–6½ минуты на 1 километр.[14]

Ходьба вообще очень важный компонент подготовки к оздоровительному бегу молодых людей, подверженных хроническому тонзиллиту. Ее методика подробно представлена в трудах В.И. Ильинича «Физическая культура студента и жизнь» (М., 1985), В.И. Дубровского («Лечебная физическая культура». М., 2005), И.А. Гейса («Учитесь ходить быстро». М., 1986). В общих чертах методика ходьбы сводится к следующим положениям.

 

Лучшее место для тренировок – на открытом воздухе, в лесопарке. Различаются обычная дозированная (пассивная) ходьба, ускоренная ходьба и чередование ходьбы с бегом. В.С. Матяжов предлагает следующий график тренировок.[15]

 

Примерная величина дистанции и времени,

затрачиваемого на ходьбу в первые 30 тренировок

 

Дни тренировок

Дистанция, км

Среднее время

на 1 км пути

Длительность тренировки, мин

1-4

2

15

30

5-7

3

15

45

8-9

4

13

39

10-12

4

13

52

13-15

5-4

12

60-48

16-18

5

12

60

19-21

5

10

50

22-24

6

12

72

24-25

6

10

60

26-27

8

10

80

28-30

8

10

80

 

После 10-минутного отдыха частота сердечных сокращений (ЧСС) должна вернуться к уровню, который был до занятий.

При чередовании ходьбы с бегом следует руководствоваться индивидуальными возможностями. Отрезки бега должны увеличиваться непроизвольно, естественным путем, до тех пор, пока бег не станет непрерывным, рекомендует В.И. Ильинич.

У малотренированных людей в процессе занятий ходьбой существенно повышается максимальное потребление кислорода (МПК). Уже через 10-12 недель регулярных (по одному часу, пять раз в неделю) тренировок МПК у них увеличивается на 14% (В.И. Ильинич, с.278). А это очень важно для укрепления иммунитета.

В.И. Дубровский предлагает студентам, занимающимся в специальных медицинских группах, чередование ходьбы и бега 3–4 раза в неделю по 35–45 мин. Причем соотношение продолжительности ходьбы и оздоровительного бега на первых порах рекомендуется  как 3:1. Затем, по самочувствию, доля бега постепенно увеличивается.[16]

По медицинским нормам хорошим показателем готовности организма к бегу для начинающих является время восстановления частоты пульса после 10-15 приседаний за минуту. В норме у нетренированных лиц частота пульса колеблется в пределах 65-90 ударов в минуту. После приседаний ЧСС должна превышать исходный уровень не более чем в полтора раза. Время восстановления прежней частоты пульса должно составлять 3-4 минуты в положении сидя или лежа.

Начинающие занятия лечебным бегом обычно не в состоянии пробежать более 300-400 м. Значит, через 200 м бег следует прекратить, проконтролировать пульс и перейти на ходьбу. Если пульс превышает исходный уровень более чем в 1,5 раза, на другой день следует уменьшить или темп, или протяженность дистанции.

Выбрав первую дистанцию, ее следует «держать» три-пять дней, а затем каждые три-четыре дня увеличивать на 50-100 метров в зависимости от ощущений. Вдох нужно осуществлять по возможности через нос (если нет полипов, хронического ринита). Не следует обращать внимания на частоту дыхания – она со временем отрегулируется сама. Примерно через три недели здоровый человек, впервые начавший тренировку, сможет осилить около 1 км. Темп бега менять ни в коем случае нельзя.

Пробежки лучше впервые начинать в сухую погоду: в конце весны или летом. Лучше бегать ежедневно, без перерыва, кроме холодных (ниже -25оС) и ветреных зимних дней, считают спортивные врачи. Оптимальная дистанция бега для молодых людей около 5 км за 35-40 минут. Конечно, в зависимости от общего состояния организма, дистанции могут и более длинными, но в данном случае речь идет только о лечебном беге.

Обычно после медленного оздоровительного бега повышается настроение, уверенность в себе, увеличивается работоспособность. Не должно быть тяжелой усталости, предупреждают врачи. Если она ощущается, следует уменьшить интенсивность и продолжительность бега. Но ни в коем случае не лежать после бега. Нужно активно работать. В начальный период возможны болевые ощущения в ногах, туловище, спине, пояснице, легкая утомляемость. Все эти явления обычно проходят в течение первых двух недель.

В целом, если аккумулировать рекомендации врачей, адресованные молодым людям, страдающим от хронического тонзиллита и желающим поправить свое здоровье с помощью оздоровительного бега, они заключаются в следующих требованиях:

1. Выбрав дистанцию, необходимо держать ее несколько тренировок подряд. Не следует гнаться за длинными дистанциями.

2. Лучше бегать одному, чтобы не подлаживаться под чужой темп.  Если вы отработали свой темп бега, не следует догонять опережающего вас «соперника». Это потребует насилия по отношению к своим возможностям.

3. В холодные дни, при ветре и температуре ниже -25оС, лучше заняться дома гимнастикой и приседаниями.

4. Если во время бега вам стало плохо, сразу же его прекратите.  Отложите бег, если у вас поднялась температура.

5. Воздержитесь от бега после чрезмерных переутомлений, бессонных ночей, чрезмерных стрессовых ситуаций. Если накануне была даже небольшая пирушка, лучше заменить пробежку на легкие 40-50 приседаний дома, при этом нужно держаться рукой за стол.

6. Не приобщайтесь к бегу, будучи больным, без совета с врачом, самостоятельно. Не пренебрегайте врачебным контролем. Это может привести к смертельному исходу.

 Прыжковые упражнения не противопоказаны при хроническом тонзиллите, естественно, с учетом функционального состояния организма и соблюдения методических принципов повторяемости, постепенности и индивидуализации. В перечне контрольных упражнений для оценки физической подготовленности студентов специального медицинского отделения (согласно действующей «Примерной учебной программе по физической  культуре») наряду с другими упражнениями рекомендованы и прыжки с места. В методических пособиях также не противопоказаны при данном хроническом заболевании прыжки со скакалкой, по ступенькам, в высоту и др. Ставропольские методисты относят прыжковые упражнения к числу развивающих ловкость и выносливость. Отличительной  особенностью занятий со студентами специальной медицинской группы, считают они, является постепенное  повышение  физической нагрузки  сначала за счёт повышения её объёма, а потом и интенсивности. Поэтому наиболее полезно для студентов этой группы, по их мнению, воспитание  общей  выносливости. Она повышает функциональные возможности вегетативных систем организма, в то время как специальная выносливость направлена на совершенствование механизмов локальной выносливости определённых мышечных групп, считают В.Ю.Молдаванов и Ю.И. Смирнов.[17]

Основным же методом воспитания общей выносливости являются, как известно, циклические упражнения, такие как ходьба, бег, плавание,  ходьба  на  лыжах,  катание  на  коньках… В их число входят и прыжки. При этом ученые рекомендуют не давать очень короткие отрезки физической нагрузки, так как в этом случае происходит слишком быстрая смена деятельности, что противопоказано лицам с отклонением в состоянии здоровья. Объём  и интенсивность нагрузки, интервалы отдыха подбираются таким образом, чтобы частота сердечных сокращений (ЧСС) в  каждом задании достигла бы допустимого максимума. Таким максимумом  для студентов спецмедгруппы может быть ЧСС 150–170  уд./мин.  После отдыха  (1-2 мин) ЧСС не должна превышать 120–140 уд./мин. Повторную работу можно начинать только при снижении ЧСС до 120  уд./мин,  отдых  следует  продлить  до  3–4-х  мин,  а  последующую нагрузку снизить.[18]

Прыжковые упражнения, как и ходьба, помимо общеукрепляющего развития являются формой подготовки студента к оздоровительному бегу.

 

IV.

 Занятия физическими упражнениями лиц, страдающих хроническим тонзиллитом, должны проходить под медицинским наблюдением. Врачебный контроль – одно из основных условий допуска таких студентов к оздоровительному бегу. Но и сам студент должен постоянно контролировать уровень физических нагрузок и свое самочувствие.

Грамотный самоконтроль включает в себя определение объективных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы и оценку субъективных ощущений. Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является частота сердечных сокращений. Величина ЧСС, полученная за первые 10 секунд
после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности. Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 минут по окончании занятия. Через 10 минут пульс не должен превышать 96 ударов в минуту, или 16 ударов за 10 секунд, а через 1 час должен быть на 10–12 ударов в минуту (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд./мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 час после финиша он должен быть не более 72 уд./мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна в положении лежа. Если его колебания не превышают 2–4 уд/.мин, значит, вы хорошо переносите нагрузки. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует
немедленно уменьшить.

Еще более информативна ортостатическая проба. Рекомендуется сосчитать пульс, лежа в постели, затем медленно встать и через 1 мин снова сосчитать пульс в вертикальном положении за 10 секунд с последующим пересчетом за 1 мин (для этого полученную величину нужно умножить на 6). Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10–12 уд./мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18–22 уд./мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (большие учебные и бытовые нагрузки, постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т. п.). Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются у людей, страдающих от гиподинамии и полностью детренированных, а также у начинающих физкультурников.

С ростом тренированности постепенно снижается реакция сердечно-сосудистой системы на этот тест – так же как и ЧСС в состоянии покоя. Так, например, по наблюдениям спортивных физиологов, у начинающих любителей оздоровительного бега переход в вертикальное положение (после сна) вызывает увеличение ЧСС на 20–30 уд./мин, а у хорошо подготовленных бегунов с многолетним стажем занятий – всего на 8–16 уд./мин.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки, помимо данных ЧСС, целесообразно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дышится легко через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Также успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега вы легко поддерживаете непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же вы начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал утомления.

Не менее важны для самоконтроля субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок.

 

V.

 

Оздоровительная ходьба и бег только в том случае дают положительный эффект, если проходят не от случая к случаю, а систематически, ежедневно. Совершенно очевидно, что для полного выздоровления недостаточно физкультурных занятий в высшем учебном заведении. И здесь чрезвычайно важны самостоятельные занятия за пределами вузовских стадионов и спортивных залов. Не у всех по месту жительства имеются подходящие условия для оздоровительного бега. Однако каждый может составить для себя план и строго следовать ему дома, по пути в вуз и обратно, в библиотеку или театр.

Формы самостоятельных занятий можно избрать самые разные. Утренняя гимнастика, закаливание организма, ускоренная ходьба по лестницам, приседания, отжимание от пола как разрядка во время занятий умственным трудом и т.д. Безусловно, необходимо заниматься ускоренной ходьбой и оздоровительным бегом, так как часов, отведенных для этого в учебной программе, явно недостаточно. О методике самоконтроля при ходьбе и оздоровительном беге уже говорилось. Необходимо только помнить, что в случае болей в сердце или за грудиной движение следует прекратить, присесть на скамейку, положить под язык таблетку нитроглицерина, затем обратиться к врачу.

В режиме самостоятельности, как и при физических занятиях в высшем учебном заведении, студент должен вести дневник самоконтроля. Это несложное дело, для систематического ведения которого достаточно и простой ученической тетради. Примерная форма дневника приведена в монографии В.И. Ильинича.[19]  Правда, она скорее адресована студентам основной группы занятий.

 

Примерная форма дневника самоконтроля

Объективные и

субъективные данные

Дата

20.09.2005 г.

21.09.2005 г.

22.09.2005 г….

1. Самочувствие

Хорошее

Хорошее

Небольшая усталость, вялость

2. Сон

8 ч., хороший

8 ч., хороший

7 ч., беспокойный

3. Аппетит

Хороший

Хороший

Удовлетворительный

4. Пульс уд./мин.

 

 

 

           лежа

62

62

68

          стоя

72

72

82

          разница

10

10

14

          до тренировки

60

60

90

    после тренировки

72

75

108

5. Масса тела

65 кг

64,5 кг

65,6 кг

6. Тренировочные

    нагрузки

Ускорения 8х30 м,

Бег 100 м, темпо-вый бег 6х20 м

Нет

Ускорения 8х30 м, бег 100 м, размерен-ный бег 12 мин

7. Нарушения режима

Нет

Был на дне рож-дения, выпил

Нет

8. Болевые ощущения

Нет

Нет

Тупая боль в области печени

9. Спортивные рез-ты

Бег 100 м за 13,2 с

Нет

Бег 100 м за 13,8 с

 

Аналогичный дневник целесообразно вести и студенту, занимающемуся в специальной медицинской группе. Вероятно, в него стоит ввести и сведения о погоде, поскольку для больного хроническим тонзиллитом она играет важную роль в часы физических нагрузок. Через длительные промежутки времени (месяц, семестр, год) студент может составить диаграмму объективных и субъективных данных о своем самочувствии и своих достижениях. Можно не сомневаться, что анализ диаграммы даст богатый материал для раздумий, дальнейшего совершенствования своего физического состояния и укрепления иммунитета.

VI.

 Выводы

Итак, хронический тонзиллит и занятия оздоровительным бегом вполне совместимы. Правда, для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Прежде всего принять меры по устранению в миндалинах очага инфекции и заняться укреплением иммунитета, мобилизацией организма на противостояние холоду и другим капризам погоды. Подходящие средства  для этого – ходьба и бег на свежем воздухе. Медицинские средства и лечебно-оздоровительный бег, как две параллельные колеи, ведут к единой цели – избавлению от хронического тонзиллита и оздоровления всего организма.

Занятий физкультурой в составе специальной медицинской группы для достижения этой цели недостаточно. Нужно найти в себе силу воли и заставить заниматься оздоровительной ходьбой и бегом вне стен вуза.

Процесс оздоровления должен быть поставлен на научную основу. Необходимо вести дневник самоконтроля, периодически анализировать его, о результатах сообщать лечащему врачу.

Враг «хроника» – сидячий образ жизни, его друзья и союзники – движение и чистый воздух.

 *        *        *

ЛИТЕРАТУРА

 Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», №80-93, от 29 апреля 1999 г.

«Примерная учебная программа по физической  культуре»; «Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений». Утверждены приказом председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию 26.07.1994, №777.

Большая медицинская энциклопедия. В 30-ти томах. Издание третье. М., 1974–1986.

Новая Российская энциклопедия» в 12-ти томах. Том I. Россия. М., Издательство «Энциклопедия», 2003.

Новый энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2004.

Волков В.М. Человек и бег: Медико-биологические основы оздоровительного бега. М., 1987.

Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М., 2005.

Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. М., 2005.

Исхаки Ю.Б., Кальштейн Л.И. Детская оториноларингология. Душанбе, 1984.

Клячко Л.Л., Анхимова Е.С. Проблемы иммунологии в оториноларингологии. Материалы Всероссийского симпозиума. СПб, 1994.

Лавренов В.К., Лавренова Г.В. 500 важнейших лекарственных растений. М., 2003.

Мильнер Е.Г. Формула бега. М., 1997.

Молдованов В.Ю., Смирнов Ю.И. Краткое программно-методическое пособие для проведения занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы (отделения). Ставрополь, 2000.

Мостовой С.И. и соавторы. Хронический тонзиллит. Киев, 1973.

Пальчун В.Т., Сагалович Б.М. Роль и место учения об очаговой инфекции в патогенезе и современных подходах к лечебной тактике при хроническом тонзиллите. // «Вестник оториноларингологии», 1995, №5.

Преображенский Б.С., Попова Г.Н. Ангина, хронический тонзиллит и сопряженные с ним заболевания. М., 1970.

Физическая культура студента: Учебник. Под ред. проф. В.И. Ильинича. М., 2005.

Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. С.Н. Попова. Ростов-на-Дону, 2005.

Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. М., 1977.


* Терренкур (от франц. terrain местность + нем. Кur лечение) – дозированные по расстоянию, времени и углу подъема пешие восхождения; метод тренировки, а также лечения некоторых заболеваний; дорожки, маршруты для таких тренировок.

 

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

[1] Новый энциклопедический словарь. М., 2004, с.1278.

[2] Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», №80-93, от 29 апреля 1999 года.

[3] Новая Российская энциклопедия» в 12-ти томах. Том I. Россия. М., Издательство «Энциклопедия», 2003, с.668.

[4] Исхаки Ю.Б., Кальштейн Л.И. Детская оториноларингология. Душанбе, 1984; Пальчун В.Т., Сагалович Б.М. Роль и место учения об очаговой инфекции в патогенезе и современных подходах к лечебной тактике при хроническом тонзиллите. // «Вестник оториноларингологии», 1995, №5, с.5–12.

[5] Клячко Л.Л., Анхимова Е.С. Проблемы иммунологии в оториноларингологии. Материалы Всероссийского симпозиума. СПб, 1994, с.8.

[6] Лавренов В.К., Лавренова Г.В. 500 важнейших лекарственных растений. М., 2003.

[7] Преображенский Б.С., Попова Г.Н. Ангина, хронический тонзиллит и сопряженные с ним заболевания. М., 1970, с.65.

[8] Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. С.Н. Попова. Ростов-на-Дону, 2005, с.469–472.

[9] Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. М., 2005, с.243–244.

[10] Ильинич В.И. Указ. соч., с. 244.

[11] Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М., 2005, с.563.

[12] Методика быстрой ходьбы изложена в брошюре И.А. Гайса И.А. «Учитесь ходить быстро» (М., 1986).

[13] Большая медицинская энциклопедия. В 30-ти томах. Издание третье. Том 2. М., 1975, с.587; Мильнер Е.Г. Формула бега. М., 1997, с.14; Волков В.М. Человек и бег: Медико-биологические основы оздоровительного бега. М., 1987, с.20.

[14] Большая медицинская энциклопедия. В 30-ти томах. Издание третье. Том 2. М., 1975, с.587.

[15] График воспроизводится по кн. В.И. Ильинича  «Физическая культура студента и жизнь». М., 2005, с.279.

[16] Дубровский В.И. Указ. соч., с.565.

[17] Молдованов В.Ю., Смирнов Ю.И. Краткое программно-методическое пособие для проведения занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы (отделения). Ставрополь, 2000., с.10.

[18] Молдаванов В.Ю., Смирнов Ю.И. Указ. соч., с.12-14.

[19] Ильинич В.И.  Физическая культура студента и жизнь. М., 2005, с. 258.

На главную страницу     Дальше

Hosted by uCoz